Про технологии оболванивания покупателей


Последнее время технологии продаж упорно следуют за потребительским поведением настолько плотно, и ни для кого не секрет, что реклама проникает не только в сознание, но и в подсознание.

Мы встаём с постели, включаем радио или телевизор и получаем огромную порцию рекламно-информационного потока за совсем короткий промежуток времени. Выходим из дома, и по пути следования из точки А в точку В наблюдаем большое количество рекламных баннеров, объявлений, вывесок и электронных табло на улицах, в общественном транспорте, на работе, в магазинах и торгово-развлекательных центрах. Реклама сопровождает нас везде, даже в собственном автомобиле или дома мы непременно увидим логотипы компаний-производителей, купленных нами вещей, продуктов, а это тоже, такие привычные глазу, рекламные бренды.

На какие только ухищрения не идут продавцы и маркетологи для выделения своего товара на полках магазинов или супермаркетов. Иногда хочется в сердцах воскликнуть: горите вы в аду со своим маркетингом и мерчандайзингом! Это бывает особенно тогда, когда берёшь что-то в красивой упаковке или по скидке, а продукт не соответствует ожиданиям или оказывается просроченным.

Да, знание психологии восприятия помогает продать абсолютно всё. Огромные супермаркеты заманивают покупателей изобилием товаров, разложенных на проданных производителям местах на прилавках. Прибыль извлекают из всего: реклама на лестницах, стенах, полках, окнах и полу. И, попадая в это пространство, все мы уже себе почти не принадлежим — за нас подумали: нам подставили на уровне глаз, то, что мы должны купить в первую очередь, подложили, что при продаже принесёт наибольшую выгоду не нам, а продавцам, расставили мебель так, чтобы наш путь прошёл через все значимые маркетинговые зоны, и мы обратили внимание даже на то, что в данный момент не особенно нужно, но, при наличии денег и не окончательно сформированной потребности, таки может оказаться в нашей покупательской корзине.

Великие манипуляторы прошлого нервно курят в сторонке — современные супермаркеты знают 1000 способов законного отъёма денег у населения. И устоять против натиска этих агрессивных продаж довольно сложно. Даже те, кто знает массу профессиональных хитростей маркетологов и мерчандайзеров, всё равно попадаются на эти «удочки» и иногда покупают совсем не то, что им надо, проще сказать — выбрасывают деньги на ветер.

Интересно, а возможно ли вообще обойтись без этих манипуляций при продажах? Можно ли в принципе выстроить отношения с покупателям так, чтобы, выходя из магазина с пустым кошельком, он не чувствовал себя болваном, а радовался тому, что потратил деньги на нужные и полезные вещи?

Наверное да, если обмен будет равнозначным, если покупатель будет отдавать свои кровнозаработанные не за то, что ему подсунули в результате психологических манипуляций, а за то, в чём он действительно нуждается, что любит и хочет, что соответствует его ожиданиям. Очень бы хотелось посмотреть на такой торговый центр, где не будет агрессивной рекламы и продавцы будут стараться не впихнуть невпихиваемое, а решить проблему, с которой человек пришёл в магазин.